Текст обращения к федеральным властям с просьбой о сохранении атомного ледокола «Арктика» в качестве корабля-памятника и присвоения ему статуса культурного наследия Российской Федерации:
Скрытый текст:
Два века назад русские моряки открыли миру последний из материков - Антарктиду. Тридцать пять лет назад они открыли для свободного мореплавания последний из океанов – Северный Ледовитый. Мы построили корабль, который стал ключом к сердцу Арктики. Человек, устремившийся за горизонт ещё на каравеллах, научился свободно ходить во льдах.
Мы построили не просто новый ледокол. Атомоход "Арктика" - это воплощенная в металле Идея. Корабль-символ страны дерзких замыслов и великих свершений, соединение труда академика и слесаря. Сплав мастерства и опыта, свершивший революцию.
Непривычно яркая, рыжая окраска ледокола стала цветом восхода новой эпохи мореплавания. Эпохи "пахарей льда", что открыли неприступный Океан для судоходства.
В далеком 1977 году моряки и ученые пошли "К полюсу - напролом!". Годы строительства «Арктики» спрессовались в часы вахт моряков. Десятки лет работы полярников сжались в сотни минут вылетов ледовой разведки. Вековой опыт освоения Арктики сконцентрировался в 13 днях экспедиции.
17 августа, в 4 часа утра, рыжая с чёрным громада ледокола застыла среди бескрайнего бело-голубого простора. Впервые корабль пришёл на вершину планеты. Наше Знамя Победы поставило жирную точку в летописи попыток длинной в 450 лет. "Мы пришли к тебе, Полюс!".
Первым в Космосе был сын плотника. Сын кузнеца дал жизнь новому ледокольному флоту. Сын ткачихи создал атомные реакторы "Арктики". Дети каждого из нас напишут историю своими делами, и нам есть что им оставить: живой пример успеха труда и упорства. Историю, которую можно увидеть и до которой можно дотронуться. Стальное рыжее чудо весом в 23 тысячи тонн.
История орденоносной "Арктики" - это история длиною в миллион пройденных миль и 33 года безупречной работы. Год в море без захода в порт. Продление жизни атомному ледокольному флоту. Новая школа судоходства во льдах.
Золотые звёзды экипажа "Арктики" - это крупнейшая спасательная операция на море в 1983-м и "Научно-практический экспериментальный рейс на Северный полюс".
Атомный ледокол – это символ присутствия России в Арктике. Такой флот есть только у нас. Только мы пишем его летопись, и только нам ее беречь. Атомоход "Арктика" - это символ гордых традиций совершать невозможное и достигать недоступное.
Нельзя повторять ошибку с сожжённым "Ермаком" адмирала Макарова. Нельзя уничтожать свои великие достижения и быть варварами, пляшущими на граблях.
Корабль, свершивший революцию в мореплавании, достоин возвращения в город на Неве, где был рождён. Легендарный атомный ледокол - это яркая звезда на мировой "карте чудес света", и он достоин стать музеем.
Проект сбора подписей "За сохранение "Арктики" в качестве музея является абсолютно некоммерческой гражданской инициативой сообщества полярников.
Проект не поддерживается и не финансируется каким-либо государственным предприятием или учреждением.
Проект не направлен в поддержку каких-либо политических партий, идей, движений протеста или одобрения.
Автор идеи и разработчик - администратор сайта "Полярная Почта" Никуленков Игорь Владимирович, более известный на форуме "Полярной Почты" под интернет-псевдонимом "Иван Кукушкин".
Ответы на вопрос "Зачем нам «Арктика»?" можно найти в нижепреведенном "подстрочнике" части интервью, данного накануне непосредственно запуска проекта.
__________________________________________
— Как и когда родилась эта идея сбора подписей за сохранение «Арктики»?
«Арктику» как то было жалко всегда. Столько всего полезного ледокол сделал, столько через него хороших людей прошло, столько пароходов спас в 83-м, на полюс первый сходил, орден получил - и всё равно на свалку идет. Ну что еще нужно сделать, чтобы тебя заметили? Стать яхтой Абрамовича? Очередным китайским аттракционом? Спасибо, тогда уж лучше на свалку.
А весной этого года, тогда еще премьер-министр Владимир Владимирович Путин объявил о введение такого понятия как "общественные гражданские инициативы" в жизнь страны. Там будут конечно свои правила, принят закон и прочее - но стала известна цифра, при которой госаппарат станет обязан прислушаться к идее или мнению. Сто тысяч подписей.
Ну и потом, в мае у меня еще сын родился, второй. Возясь с очередным материалом на "Полярной Почте" подумалось, что когда Ванька мне задаст вопрос "Папа, почему если "Арктика" такой героический пароход, то его все равно разломали?", то не смогу на него понятно и убедительно. Денег не хватило? "Арктика" принадлежит далеко не бедствующей госкорпорации. Не было такого человека, кто сможет её сохранить? Это явно не про нынешнего президента. Как в анекдоте. "Сила - есть, воля - есть. А силы воли - нет."
Вот как то это всё вместе и сложилось в "сбор подписей". Ведь все, кто хорошо знает "Арктику" твердят в один голос - "резать её нельзя, потом локти кусать будем". Я так думаю, что "потом" еще и "крайнего за уничтожение национального достояния" назначат, "предав проклятью на веки вечные". Но "Арктике" это уже не поможет и надо шевелиться прямо сейчас. Раз дали возможность гражданских инициатив, то надо попробовать. Получится что, или нет - время покажет. Но боятся неудачи и сидеть на попе ровно - плохой пример для ребенка. Я убежден, надо пробовать.
— Пробовать что именно?
Попробовать донести до властей такую идею: раз всё равно на распиливание "Арктики" выделяются такие громадные деньжищи, то гораздо рациональнее их использовать на её сохранение в качестве памятника мирового мореплавания и национального достояния. Звучит, конечно, очень громкогласно и пафосно. Но в принципе, ведь так оно и есть - как никак четыре с половиной века неудачных попыток и один чемпион на финише. А золотыми призерами таких Олимпиад бросаться не принято.
Основная трудность в том, что проект этот технически очень сложный. Можно даже сказать - очень интересный своей сложностью. Все равно, как построить новую Эйфелеву башню, но с учетом современности. Это же надо решить вопрос с заглушённым ядерным реактором, что и как с ним делать, потом восстановить "Арктику", тащить через всю Северную Европу на Балтику буксирами или тяжёлым перевозчиком. Дальше - нужен глубоководный причал для осадки в 11 метров, надо его строить. Потом, подключение к сетям электропитания, решение вопроса с канализацией, непосредственно проект Музея на "Арктике" и его реализация, содержание - ну просто тьма проблем вплоть до МИДа и согласований прохождения проливов. Поэтому и нужно обращаться к федеральной власти, как к единственно способной решить такую сложную задачу. Вот поэтому нужно обращение. "Пирамиды строились по воле фараона", как говорится.
Образно говоря, строительство чудес света - это дорогое международное соревнование, но оно того стоит. Это же именно образ страны за рубежом, оценка ее привлекательности.
Ведь посмотрите на норвежцев - The Fram Museum, музей "Фрама". Почти триста тысяч посещений в год. А что у них на сайте заявляется? "Home of the world's strongest polar vessel", очень красиво сказано. Но как ни крути, как не переводи, "Арктика" под этот девиз подходит во всех смыслах больше и явно его у Норвегии оспорит. Перефраз на русский "Санкт Петербург - дом величайшего полярного судна в мире" - тоже звучит не плохо и более подходит по размеру "Арктике", чем крепышу "Фраму". Да еще и, по европейским меркам, в "шаговой доступности". Ну неужели Санкт-Петербургу не будут полезны еще триста тысяч культурных туристов в год? Если в среднем один турист оставит в городе евро триста на проживание-питание-сувениры, то это девяносто миллионов евро пришедшие и оставшиеся в городе. А содержать такой памятник стоит миллионов девяносто рублей. Курс рубля к евро известен, а уж дальше экономисты смогут посчитать полезность такого размена для города и страны в общем и целом.
Вообще, я уверен, правильное позиционирование такого проекта, как "Арктика"-музей даёт массу положительных плюсов.
— Правильное позиционирование - это как?
Ну вот предположим, что стоит "Арктика" в Питере у причала и на нее туристов водят, про героические чудеса рассказывают, дают за штурвал подержаться.
Это означает, что: "а" - в России очень хорошо умеют обращаться с атомом и "бэ" - заниматься сложными проектами относящимися к категории культурных ценностей. А это признаки ну очень высоко развитого государства. Вершины развития науки и культуры современного мира. Ведь ядерный реактор тридцать три года проработал "в бетономешалке" под серьезной нагрузкой, а по кораблю теперь иностранных детей водят. Сделать атом рабочим и сделать его безопасным - это надо уметь и это можно наглядно подтвердить. Помните, как Паниковский приговаривал? "Вот поезжайте и посмотрите сами". Дозиметром потыкайте в наглядный пример. Ведь после Фукусимы людей нужно убеждать в своих "атомных умениях и мастерстве" массово, а не только на уровне переговорщиков и правительств. Ну вот и получается, такой большой убедительный аргумент для "Росатома". Кажется уже есть какой-то проект сохранения одной из АЭС в качестве музея, но у "Арктики" "весовая историческая категория" потяжелее будет, да и добираться попроще.
И потом еще много букв. Например, "СМП". Севморпуть наконец признан Национальной транспортной магистралью и вообще приоритетом развития. Начинаем всех зазывать ходить по нему под обеспечением наших чудо-ледоколов, показываем кино и рекламные презентации. Все это конечно очень мило, но привезти потенциального клиента на настоящий атомоход, с комментариями вот мол, "... Представляете, а новые ходят точно такие же, только больше и мощнее, вот он ваш кораблик и сопроводит в наилучшем виде ..." - будет поубедительнее.
— И много еще таких плюсов?
Полно. "Арктика" - это вообще один большой рыжий здоровый плюс. Ну, например, как наглядный образец высокотехнологичной, высококачественной и надёжной продукции "Балтзавода" и "Айсберга". Если уж вознамерились отнимать у финнов пальму первенства ледоколостроения - такой аргумент в переговорах всяко будет полезен. Другой вопрос, что финны эту пальму еще может и не захотят отдавать, но это уже дело реализации конкретных проектов судов ледового класса и прочей коммерции.
Дальше - это уже упомянутые туристы и экономика Санкт-Петербурга. Кстати, заодно возможно решение еще одной заморочки. Насколько я знаю, Музей Арктики и Антарктики нуждается в площадях и этот вопрос как то давно висит и не понятно как шевелится. Расширить музейную площадь и экспозицию на "Тот самый атомоход" - это очень здраво и одним бюджетом решаются два вопроса. Виктору Ильичу придётся конечно не сладко, но полярники - это вообще очень крепкие и ответственные ребята. А старые полярники - вообще живое воплощение Верещагина, "за державу обидно".
Вообще туристы же хорошо решают вопрос с пиаром нашего атомного ледокольного флота. Пусти их с фотоаппаратом на борт - и зарубежная сеть запестреет фотоотчетами "как я был на "Арктике" и что это такое". А сейчас - миллионы фотографий "Фрама" и где-то, может с тысячу - атомоходов. Понятно, что про них не то что за границами не знают, но и на родине не особо замечают. Примелькались видать. "Обыкновенное чудо". Ильф и Петров, кстати, в "Одноэтажной Америке" еще отмечали, что американцы давно поняли значение хорошего "паблисити" для бизнеса. Чего у нас до этого никак не дойдут - не знаю, может для этого вековые традиции в коммерции нужны, а у нас их только еще заново придумывают.
Ну и вот, на такое количество аргументов "за" - реально существует один, но самый весомый аргумент "против" - непонятно кому и с чего начинать. Ну вот и попробуем, начать "с низу", привлечь внимание.
Нет, свои плюсы в распиливании "Арктики" конечно тоже есть. Норвежцы будут очень этому рады. Конкуренты их национальным памятникам на рынке туризма - ну не самые приятные перспективы, монополистом быть интереснее. Но лично мне будет очень грустно. Бюрократия пожгла первый в мире ледокол, бюрократия же распилит и "Арктику". Так конечно гораздо проще - резать не строить, контроль качества работы - полное уничтожение.
Ну да ладно, может всё еще сложится хорошо, чего зря каркать.
Думаю, "Арктика" достойна того, чтобы стать музеем, не меньше, чем "Ленин". Потомкам будет чем гордиться. Но пока сбор подписей идёт, к сожалению, очень медленно.