Форум

Форум "Осознание" - Концепция Общественной Безопасности (http://forum.kob.su/index.php)
-   6 приоритет, силовой (http://forum.kob.su/forumdisplay.php?f=59)
-   -   Армия, авиация и флот. Техника и технологии. (http://forum.kob.su/showthread.php?t=6087)

Sirin 21.09.2011 11:29

Армия, авиация и флот. Техника и технологии.
 
Интересная статья о трудностях при производстве танков Т-34 в первые годы войны.

Скрытый текст:
"В армию поступают танки Т-34 с трещинами бронекорпусов"




http://www.kommersant.ru/Issues.phot...005_1_t206.jpg Добраться в полном составе до линии фронта 68-й танковой бригаде помешали исключительно низкая техническая подготовка экипажей вместе с поразительно большим количеством поломок техники
Фото: РГАКФД/Росинформ / Коммерсантъ
http://www.kommersant.ru/Issues.phot...003_1_t204.jpghttp://www.kommersant.ru/Issues.phot...015_1_t204.jpghttp://www.kommersant.ru/Issues.phot...002_1_t204.jpghttp://www.kommersant.ru/Issues.phot...010_1_t204.jpghttp://www.kommersant.ru/Issues.phot...004_1_t204.jpg
Вся галерея http://www.kommersant.ru/content/pics/icons12_photo.gif 6

70 лет назад, 19 сентября 1941 года, большая группа работников танковой промышленности за выдающиеся достижения в работе была награждена орденами и медалями. Однако, как выяснил обозреватель "Власти" Евгений Жирнов, Прокуратура СССР вскоре начала расследование фактов массового выпуска бракованных танков.

"Разыгрались массовые танковые сражения"

На фоне известий о тяжелых поражениях Красной армии на фронтах, сдачи Киева, который всего несколькими днями раньше собирались удерживать любой ценой, и блокирования гитлеровцами Ленинграда новость о награждении значительного числа работников танковой промышленности выглядела достаточно неожиданно. За выдающиеся достижения ордена и медали получили работники ленинградского Кировского завода, а это значило, что это известнейшее предприятие страны, несмотря ни на что, продолжает работать. Кроме кировцев награды получили руководители, инженеры и рабочие харьковского завода N183. А выпускавший танковые моторы харьковский завод N75 наградили орденом Ленина, как наградили и многих его сотрудников.


Советские люди, если и не знали, то могли догадываться о том, что все эти заводы и их сотрудников в ходе эвакуации военной промышленности отправили на восток страны. А если их награждали, значит, они начали выпускать продукцию на новых местах и, значит, Красная армия будет продолжать биться с врагом. Для тех, кто меньше вникал в детали происходящего, газеты 20 сентября 1941 года разъясняли:


"Фашистская Германия, вероломно напав на Советский Союз, возлагала особые надежды на свои танковые войска. Гитлеровское командование строило планы быстрой и легкой победы, рассчитывая прежде всего на ударную силу своих танковых армий. Однако уже с первых дней войны обнаружился грубый просчет фашистского командования. Красная Армия противопоставила танковым колоннам врага не только противотанковую артиллерию, не только многообразные способы борьбы с танками,— она бросила на врага и крупные танковые силы. Разыгрались массовые танковые сражения с участием в отдельных операциях до 4 тысяч танков с обеих сторон... Уже в первые два месяца войны нашими войсками было уничтожено в бою более 8500 немецких танков. Громадная цифра немецких потерь продолжала расти в течение третьего месяца войны. Конечно, и советские танковые части терпят урон в сражениях. За два месяца войны выбыло из строя около 5500 наших танков. Перед нашей оборонной промышленностью стоит серьезная задача восполнения военных потерь. Мало, однако, восполнить потери, необходимо еще и накапливать резервы, т. е. непрерывно увеличивать производство танков... Дать советскому танку мощный безотказный мотор, облачить его в недоступную для вражеских снарядов броню, снабдить сильным и точным оружием и производить все это в необходимом количестве,— над этой жизненной для страны задачей неустанно работают десятки тысяч наших машиностроителей, инженеров, конструкторов, хозяйственников. Они ставят своей целью выпускать возможно больше танков и своей технической мыслью опередить противника. Этой высокой и благородной творческой задаче посвящают себя строители танков в дни отечественной войны (так в тексте, со строчной буквы.— "Власть"). О том, как они справляются с нею, можно судить по тому, что сегодня Президиум Верховного Совета СССР наградил орденами и медалями работников трех заводов за образцовое выполнение заданий правительства по выпуску танков и танковых моторов... За выдающиеся достижения в области организации серийного производства новых типов танков Президиум Верховного Совета СССР присвоил высокое звание Героя Социалистического Труда директору Кировского завода, одному из лучших и неутомимых организаторов оборонного производства — тов. И. М. Зальцману. За выдающиеся достижения в создании новых типов танков звание Героя Социалистического Труда присвоено выдающемуся конструктору, талантливому строителю советских танков Жозефу Яковлевичу Котину... Советский народ гордится своими строителями танков. Каждый советский труженик ставит их себе в пример — замечательных патриотов, с успехом прилагающих все свои усилия для того, чтобы изо дня в день росла и повышалась сила отпора врагу, боевая мощь родной Красной Армии. С благодарностью принимает фронт новые советские танки, которые еще покажут себя врагу!"


Казалось бы, газеты приукрашивали действительность лишь в том, что касалось германских и советских потерь. А там, где говорилось о новых танках, не уклонялись от истины. Ведь речь шла о Т-34, который, как всем известно, лучший средний танк Второй мировой войны. Однако, судя по докладам с фронта, новые советские танки и вновь сформированные танковые части, несмотря на обещание газет, показали себя далеко не с лучшей стороны.


http://www.kommersant.ru/Issues.phot...003_1_t207.jpg
Из-за ненадежных двигателей советские тяжелые танки оказывались легкой добычей противника
Фото: РГАКФД/Росинформ, Коммерсантъ
"Установлен целый ряд заводских дефектов"

17 февраля 1942 года кандидат в члены Политбюро и член Государственного комитета обороны разослал высшему военному руководству страны доклад командующего 61-й армией Западного фронта генерал-полковника Федора Кузнецова, в котором говорилось:


"Входящая в состав 61-й армии 68-я танковая бригада была сформирована в Москве 5 января 1942 года в составе 2-х танковых батальонов и имела в наличии боевых машин: KB — 10 машин, Т-34 — 16 машин, Т-60 — 20 машин. Личным составом бригада была укомплектована полностью. Формирование бригады было проведено в чрезвычайно короткий срок, что, конечно, отразилось и на боевом состоянии бригады, так как бригада не имела ни одного дня на сколачивание ее подразделений. Личный состав бригады, экипажи танков, командный состав, друг друга не знали. Основная масса экипажей впервые работала на тяжелых и средних танках, и практический опыт их работы на этих машинах определялся не более одного часа. По прибытии 12 января 1942 года на ст. Горбачево бригада подвергалась бомбардировке авиацией противника, в результате которой бригада понесла большие потери в людском составе: убито — восемнадцать человек, ранено — двадцать семь человек, без вести пропало — три человека. В числе убитых: комиссар бригады, командир батальона, помощник командира батальона по тех.части и ранен целый ряд командного состава, в том числе командир бригады. В результате бомбежки вышло также из строя много вспомогательных транспортных машин. Большие потери в личном составе отразились на моральном состоянии остального личного состава бригады. 13 января бригада выгрузилась на ст. Монаенка и была направлена в район боевых действий. При движении на фронт, не участвуя в бою, бригада потеряла застрявшими в канавах, ручьях, размороженные двигатели, перегревы двигателей и т. п. тяжелых и средних танков — девять, легких — десять. Итого девятнадцать машин. Танки продолжали выходить из строя по различным причинам, главным образом из-за пробития прокладок головки блока".


Генерал Кузнецов докладывал и о причинах технических проблем — о подготовке экипажей и заводском браке:


"Подобный массовый выход танков из строя объясняется исключительно низкой технической подготовкой личного состава. Помимо этого произведенной проверкой установлен целый ряд заводских дефектов как-то: слабая подтяжка анкерных болтов, что способствовало большому выходу из строя прокладок головки блока, пробитие прокладок коллекторов, трещины картера двигателя, трещины картера коробки перемены передач. Присланные 6 моторов оказались для установки на танки непригодными, т. к. один мотор сам требует ремонта, два требуют доукомплектования, два — расточки носка вала и только один после предварительной подготовки может быть поставлен на танк. Отсутствие каких-либо эвакосредств в бригаде, особенно для тяжелых и средних танков, чрезвычайно затрудняет эвакуацию поврежденных машин и вынуждает применять исправные танки как буксиры, что также способствует преждевременному выходу их из строя".


Как оказалось, потери от вражеского огня не идут ни в какое сравнение с потерями от поломок:


"В дальнейшем,— докладывал Кузнецов,— при столкновении с противником бригады, последняя потеряла от огня противника одну машину среднюю и две легких. На 10 февраля бригада имеет на ходу всего: КВ — один, Т-34 — один, Т-60 — шесть. Подобное количество танков никак нельзя именовать бригадой. Из-за отсутствия ремонтных средств в бригаде и армии танки не ремонтируются. При отправке на фронт боевую готовность 68-й танковой бригады, видимо, никто не проверял. Было бы целесообразнее эту бригаду подготовить в тылу, а не посылать на фронт такую сырую часть. Прошу бригаду отвести в тыл, а вместо ее направить в состав армии боеспособную танковую бригаду".


Командующий Западным фронтом генерал армии Георгий Жуков после ознакомления с докладом генерал-полковника Кузнецова написал Маленкову: "Такие бригады не впервые прибывают на З. фронт. Мне кажется, что это дело следует обсудить и принять решение".


Жалобы на качество танков продолжали идти и в следующие месяцы. В мае 1942 года появились сообщения о том, что в части поступают танки Т-34 с трещинами в броне. После чего 5 июня 1942 года Государственный комитет обороны (ГОКО) принял постановление "Об улучшении танков Т-34". А Прокуратуре СССР поручили выявить причины выпуска брака. Но вряд ли кто-нибудь ожидал, что расследование даст настолько ошеломляющие результаты.


http://www.kommersant.ru/Issues.phot...015_1_t207.jpg
Низкокачественная броня и конструктивные особенности делали советские танки легко подбиваемыми и легко воспламеняемыми
Фото: РГАКФД/Росинформ, Коммерсантъ
"Разбазарили продовольственные фонды"

Еще до начала проверки не было сомнений в том, что одна из важнейших причин выпуска дефектных танков — плохое питание рабочих, ведь ослабленный человек менее точен в работе и чаще совершает ошибки. И прокурорская проверка показала, что рабочие эвакуированного в Челябинск Кировского завода недоедают потому, что их объедает собственное заводское руководство. 28 июня 1942 года прокурор СССР Виктор Бочков докладывал Молотову, который в Государственном комитете обороны отвечал за танковую промышленность:


"Произведенным Прокуратурой СССР расследованием установлено: в первом полугодии 1942 года работники УРСа (управления рабочего снабжения.— "Власть") Кировского завода в г. Челябинске разбазарили нормированные продовольственные фонды: мяса-рыбы — 75 133 кг, жиров — 13 824 кг, крупы — 3007 кг, сахара — 2098 кг, сыра — 1539 кг и др. Незаконное расходование этих продуктов производилось на спецснабжение (спецпайки) и питание командного состава завода, без вырезки талонов из продовольственных карточек. По произвольным нормам, утвержденным бывшим директором завода т. Зальцманом, несколько сот человек командного состава завода получали в столовой и со склада УРСа каждый месяц по 15 кгр. мяса, 4 кгр. масла, 5 кгр. рыбы и икры, 20 шт. яиц и другие продукты".


Как докладывал прокурор СССР, директор завода Зальцман не забывал и себя:


"В начале 1942 года т. Зальцман переезжал из Кировского завода в Нижний Тагил на должность директора завода N183, и по его распоряжению ему в вагон было погружено (за счет Кировского завода) продуктов на 9529 руб. В числе продуктов было: 50 кг крупы, 25 кг сахара, 100 кг пшеничной муки, 20 литров спирта, мясопродуктов — 155 кг, 50 кг сливочного масла, 40 кг вермишели и т. п. Кроме того, из производственно-технических фондов завода было взято 320 литров ректифицированного спирта, который через УРС передавался в директорскую столовую завода для распития и развозился по квартирам отдельным работникам завода".


К тому же, как установили следователи, работники УРСа, пользуясь ситуацией, занялись самоснабжением и снабжением своих знакомых. Опять из продуктовых фондов, выделявшихся для рабочих:


"Пользуясь таким беспредельным и незаконным разбазариванием нормированных продуктов рабочего снабжения и попустительством директора завода т. Зальцмана, ответственные работники УРСа завода — Братников И. А., Лейтман Э. М., Медведев А. А. и Гарфункель А. К., в свою очередь, разбазаривали нормированные продукты по запискам, своеобразным ордерам и т. п. Эти работники УРСа арестованы и преданы суду. В результате того, что было разбазарено столь значительное количество продуктов из централизованных фондов, рабочим Кировского завода не были полностью отоварены их рабочие карточки".


По итогам расследования прокурор СССР предлагал Молотову наказать Зальцмана и предупредить остальных руководителей предприятий и наркоматов:


"Докладывая об изложенном на Ваше распоряжение, со своей стороны, считаю, что на т. Зальцмана за допущенные им незаконные действия должно быть наложено строгое взыскание. Наряду с этим, учитывая, что такого рода факты могут иметь место и на других заводах,— считал бы целесообразным издание специального постановления СНК СССР с предупреждением наркомов и руководителей промышленных предприятий о строгой ответственности за самовольное установление дополнительных норм снабжения за счет централизованных нормированных продфондов".


Однако предложение Бочкова несколько опоздало. Сталин, недовольный не только качеством Т-34, но и невыполнением плана по их выпуску, 1 июля 1942 года снял с должности наркома танковой промышленности Вячеслава Малышева, оставив его заместителем председателя Совнаркома СССР. Новым наркомом Сталин назначил Исаака Зальцмана. А месяц спустя прокуратура установила, что большая часть танков Т-34 с трещинами на броне выпущена харьковским заводом N183, эвакуированным в Нижний Тагил. Причем в то время, когда заводом руководил новый нарком.


http://www.kommersant.ru/Issues.phot...002_1_t207.jpg
Как установила прокуратура, быстрое разрушение брони объяснялось серьезными технологическими нарушениями при ее изготовлении
Фото: РГАКФД/Росинформ, Коммерсантъ
"Большое количество бракованных бронелистов"

"Докладываю,— писал Бочков Молотову 4 августа 1942 года,— что Прокуратурой Союза производится расследование по поводу поставки танковым заводом недоброкачественных бронелистов, в результате чего в армию поступают танки Т-34 с трещинами бронекорпусов. В мае с. г. на завод N183 из частей Красной Армии поступило в связи с этим рекламаций на 13 машин, в июне — на 38 машин и лишь за первую декаду июля — на 72 машины. Кроме того, 16 бронекорпусов, изготовленных заводом N183, подверглись переделке на заводе N264. Из числа машин, на которые поступили рекламации, 26 были выпущены в марте, 22 в апреле и 34 в мае с. г. На всех этих машинах оказались трещины на лобовых листах и на листах подкрылка. Кроме того, некоторые машины имели трещины кормового и вертикальных бортовых листов. На лобовом листе трещины обычно расположены вокруг защиты шаровой установки, вокруг буксирных крюков, у люка водителя и т. п. Размер трещин колеблется от 50 до 1200 мм, причем на листе их бывает от 2-х до 8 штук. Кормовой лист не вваривается в корпус, но, несмотря на это, также имеет трещины".


Прокуратура без труда установила причины брака:


"Недоброкачественные бронелисты заводу N183 НКТП поставляет Ново-Тагильский завод НКЧМ. Поставку этих бронелистов Ново-Тагильский завод начал еще в ноябре 1941 года, но их дефектность была обнаружена на заводе N183 только в марте-апреле с. г., т. к. до этого времени завод N183 пользовался имевшимся заделом из бронелистов, изготовленных б. Мариупольским заводом. Как только этот задел был исчерпан и завод перешел на бронелисты, изготовленные Ново-Тагильским заводом, начали поступать массовые рекламации из армии. При исследовании причин, вызвавших изготовление недоброкачественных бронелистов, оказалось: выплавляемая на Ново-Тагильском заводе сталь марки "8с" отличается крайней неоднородностью по своему составу, главным образом по содержанию углерода, фосфора и кремния".


Прокуратура проверила Ново-Тагильский металлургический завод и, как докладывал Бочков, установила:


"Все дефекты являются результатом систематического и грубого нарушения технологической дисциплины на Ново-Тагильском металлургическом заводе. Это явствует хотя бы из следующих примеров:


1. В мартеновском цеху плавка металла вместо установленных 14 часов продолжается 15-18 часов.


2. Транспортировка горячих слитков из мартенов в прокат производится в негодных, полуразрушенных термосах. При этом, как показывает нач. ОГК завода Таран, дирекция НТМЗ ничего не предпринимает для приобретения новых термосов, несмотря на решающее значение этого дела.


3. НТМЗ систематически нарушает технические условия в части комплектности, веса и шифра деталей, поставляемых заводу N183".


Одновременно следователи выявили и нарушения финансовой дисциплины:


"Характерно, что, направляя заводу N183 большое количество бракованных бронелистов с тем, чтобы этот завод мог использовать путем вырезки отдельных деталей хотя бы пригодную часть листов, НТМЗ получает с завода N183 стоимость этих листов сполна, т. е. сумму стоимости вполне пригодных листов. В результате, как сейчас установлено, НТМЗ уже переполучил от завода N183 за период ноябрь-май 2 706 226 рублей".


Это, как указывал Бочков, только та часть переплат, которую удалось документально подтвердить. В реальности Ново-Тагильский металлургический завод получил значительно больше: "Эта сумма, как признает и сама дирекция завода N183, является безусловно заниженной".


Едва ли не главным виновным в выпуске брака прокурор СССР считал наркома черной металлургии Ивана Тевосяна:


"Необходимо заметить, что со стороны Наркомата черной металлургии, вполне осведомленного о неблагополучии в деле изготовления бронелистов на Ново-Тагильском заводе, до настоящего времени не предприняты реальные меры к устранению имеющихся безобразий. Наркомат в этом вопросе, по существу, продолжает занимать пассивную позицию и считает, что вопрос о причинах брака бронелистов "находится в стадии выяснения". Считая, что факты, вскрытые следствием, весьма серьезны и проливают достаточный свет на это дело, докладываю об изложенном на Ваше распоряжение. Со своей стороны, полагаю, что наркому черной металлургии т. Тевосяну решением ГОКО должно быть поручено в двухнедельный срок устранить нарушения технологической дисциплины на Ново-Тагильском заводе и обеспечить выпуск доброкачественной брони для танков Т-34. Директора Ново-Тагильского завода тем же решением предупредить, что в случае необеспечения выпуска доброкачественных бронелистов и неустранения нарушений технологического режима в двухнедельный срок, он будет отстранен от должности и отдан под суд".


Возмущенный Молотов отправил доклад прокурора СССР в Наркомат танковой промышленности и Наркомат черной металлургии с резолюцией: "Что предпринимается НКЧМ для ликвидации недостатков в броне?" Как оказалось, практически ничего.


http://www.kommersant.ru/Issues.phot...010_1_t207.jpg
Необходимые меры, предпринятые наркомом Тевосяном для улучшения качества брони, прокуратура сочла совершенно недостаточными
Фото: РГАКФД/Росинформ, Коммерсантъ
"Исключительная технологическая распущенность"

Согласно бытующим представлениям о сталинской эпохе, все руководители заинтересованных ведомств должны были немедленно, бросив остальные дела, без сна и отдыха заниматься устранением недочетов. Однако вместо этого 10 августа 1942 года нарком черной металлургии Тевосян писал Молотову:


"Как только были получены сигналы о трещинах на бронекорпусах, изготовляемых из металла Новотагильского завода, Наркомчерметом немедленно были приняты меры, во-первых, по установлению причин появления трещин; во-вторых, по улучшению качества бронелиста, выпускаемого Новотагильским заводом. Проверка показала, что основными причинами являются: чрезмерно облегченные технические условия для бронелиста поставки Новотагильского завода, которые не гарантировали надлежащий контроль качества металла, неоднородность химического анализа и серьезное упрощение технологического процесса обработки деталей и сборки корпусов, допущенное заводом N183 Наркомтанкодрома. Облегченные технические условия на поставку Новотагильским металлургическим заводом бронелиста для завода N183 были утверждены в ноябре 1941 года Зам. председателя СНК CCCP товарищем Малышевым. Этими техническими условиями были расширены пределы по химическому анализу стали, идущей для танка Т-34, и повышено содержание в ней фосфора... Несмотря на то что Новотагильский завод, по распоряжению Наркомчермета, и после утверждения облегченных технических условий в факультативном порядке контролировал качество излома, качество металла по этому показателю понизилось в связи с тем, что обязательные требования по излому были отменены".


Как утверждал Тевосян, кроме Малышева в появлении трещин на броне были повинны и танковые заводы:


"Завод N183 так же, как и другие корпусные заводы, ослабили технологическую дисциплину и контроль за технологией и допустили упрощение технологических процессов обработки деталей и сборки корпусов без принятия необходимых мер к сохранению их качества. Эти упрощения заключались в применении вырезки деталей из закаленной брони, отмене низкого отпуска деталей после их вырезки, применении для сварки электродов больших диаметров и повышенных режимов тока".


Тевосян докладывал также, что все недостатки уже устранены и броня выпускается по новым техническим условиям:


"В этих технических условиях сужен химический анализ стали для машины T-34, снижено содержание в ней фосфора, повышены требования к качеству металла по излому и бронестойкости. В настоящее время поставка бронелиста Новотагильским заводом производится в строгом соответствии с этими техническими условиями... Новотагильскому заводу даны Наркомчерметом дополнительные конкретные указания по ужесточению технологии выплавки и разливки броневой стали и проката бронелиста, а также по усилению контроля качества листа. Для помощи в упорядочении технологического процесса и повышении качества бронелиста на Новотагильский завод командирована бригада высококвалифицированных специалистов Наркомчермета с участием сотрудников Научно-исследовательского броневого института и Наркомтанкопрома. Для обеспечения выполнения указаний Наркомата директором Новотагильского завода назначен Заместитель народного комиссара черной металлургии тов. Резников. В июле и в августе поставка бронелиста заводу N183 наряду с Новотагильским заводом производится с Магнитогорского и Кузнецкого заводов, обеспечивающих необходимое качество бронелиста".


Зампред Совнаркома Малышев, в свою очередь, писал Молотову 14 августа 1942 года:


"Тов. Тевосян считает, что основной причиной плохого качества брони явились облегченные технические условия, утвержденные мною в ноябре месяце 1941 г. Это совершенно неправильно и вот почему:


1. ТУ, утвержденные мною в ноябре 1941 г., при их соблюдении, гарантируют вполне удовлетворительное качество бронелиста. Это подтверждается тем, что точно по таким же ТУ (кроме предела по фосфору) работал с начала войны Мариупольский завод и выпускал очень хорошую броню. Предел по фосфору для Ново-Тагильского завода был повышен с 0,035% до 0,040%, исходя из местных тагильских условий, по настойчивому требованию НКЧМ. По основным техническим условиям, утвержденным ГАБТУ КА 4 апреля 1942 г., допускалась приемка брони даже с еще более высоким содержанием фосфора — до 0,045%.


2. Как показала проверка, на Ново-Тагильском заводе систематически нарушались и не выполнялись облегченные ТУ, утвержденные в ноябре месяце 1941 г. (неоднородность металла по химсоставу, выходящая за пределы ТУ, шиферность, расслоение, пониженная вязкость).


3. Поскольку ТУ, утвержденные в ноябре 1941 г., давали некоторые льготы Ново-Тагильскому заводу только на период освоения производства бронелиста и являлись временными, Наркомтанкопром (завод N183) уже в январе 1942 г. предложил Наркомчермету утвердить новые, более жесткие ТУ, но зам. наркома т. Резников категорически отказался утверждать новые ТУ, мотивируя это тем, что Ново-Тагильский завод не справляется пока с выполнением действующих, льготных ТУ".



http://www.kommersant.ru/Issues.phot...004_1_t207.jpg
Массовое производство танков лишь в 1944 году удалось избавить от многочисленных производственных дефектов
Фото: РГАКФД/Росинформ, Коммерсантъ
Малышев писал и о дальнейших попытках исправить положение:


"В связи с отказом т. Резникова утвердить новые ТУ последние были направлены 27 января 1942 г. на утверждение в Наркомчермет. Наркомчермет письмом от 2 февраля 1942 г. также отказался рассматривать и утверждать новые ТУ 4 марта 1942 г. Наркомтанкопром вторично предлагает пересмотреть временные ТУ и вновь (1 апреля 1942 г.) Наркомчермет отказывает в этом. В мае месяце 1942 г. завод N183 вновь предлагает Ново-Тагильскому заводу утвердить частные ТУ на поставку брони, и вновь НТМЗ отказывается от рассмотрения, ссылаясь на прямое запрещение Наркомчермета. В мае месяце моим телеграфным распоряжением временные ТУ были отменены и Ново-Тагильскому заводу было предложено работать по основным ТУ. Несмотря на это, т. Тевосян запретил вводить новые ТУ и Ново-Тагильский завод продолжал работать по временным ТУ вплоть до постановления ГОКО от 5 июня с. г.".


Но, что было куда важнее, Малышев утверждал, что качество новотагильской брони остается стабильно плохим:


"Доказано, что основной причиной плохого качества брони Ново-Тагильского завода является исключительная технологическая распущенность, царившая на заводе и нарушение самых элементарных правил изготовления брони на Ново-Тагильском заводе. Качество бронелиста, поставленного Ново-Тагильским заводом в июле месяце, продолжает оставаться плохим, и это показывает, что серьезных мер по наведению порядка на Ново-Тагильском заводе еще не принято".


Арбитром в этом споре Молотов сделал прокурора СССР Бочкова, который 16 августа 1942 года доложил:


"Утверждение тов. Тевосяна о том, что часть трещин на броне танков появляется в результате того, что на танковых заводах нарушается технология обработки бронеплит, имеет под собой некоторую почву. Однако эти нарушения технологии на танковых заводах не давали бы массового появления трещин бронекорпусов, если бы металл (бронеплиты), поставляемый Ново-Тагильским заводом, был доброкачественным и отвечал техническим условиям".


А кроме того, Бочков подтверждал, что новотагильская броня все еще остается дефектной:


"Указание тов. Тевосяна на то, что со стороны НКЧМ были приняты необходимые меры для устранения этих фактов, не может быть признано удовлетворительным хотя бы потому, что о выпуске дефектных бронеплит Ново-Тагильским заводом Наркомчермету стало известно еще осенью прошлого года. Несмотря на это, выпуск дефектных бронеплит продолжается по сие время. Не устранены и причины, порождающие брак, а именно: грубейшие нарушения технологической дисциплины на Ново-Тагильском заводе все еще имеют место, не приобретены новые термоса взамен негодных и т. п.".


Казалось бы, после такой попытки обмана члена Политбюро и ГОКО Молотова руководители Наркомчермета должны были понести суровое наказание. Однако Молотов ограничился созывом совещания для рассмотрения мер по улучшению качества бронеплит. Причем это оказалось не последним дефектом Т-34, с которым боролись по ходу выпуска этих танков. Менялась конструкция, менялись руководители отрасли. В июне 1943 года Зальцмана сняли с работы и вернули на должность наркома танковой промышленности Малышева. Только летом 1944 года после усовершенствования конструкции и доработки технологии Т-34 и стал тем лучшим средним танком Второй мировой войны, который известен всем. Но только конца войны, а отнюдь не первых ее лет.
Подробнее: http://www.kommersant.ru/Doc/1761259

ЛРС 21.09.2011 11:48

Цитата:

Сообщение от Sirin (Сообщение 69607)
Интересная статья о трудностях при производстве танков Т-34 в первые годы войны.

роют под Т-90 издалека ....

Sirin 21.09.2011 12:10

Цитата:

Сообщение от ЛРС (Сообщение 69612)
роют под Т-90 издалека ....

:) возможно. Не удивлюсь, если завтра нам покажут, как в Т-90 механик-водитель ударился головой об рычаги и умер. И "гарант" скажет: "Раз не умеем производить своё, нужно закуать за границей! Жизнь человека нам дороже всего!".
Я рассматриваю эту статью как свидетельство тяжелейших трудностей, сквозь которые наши деды и бабушки пришли к Победе.

Комментарии под статьёй:
Цитата:

Знакомая моих бабушек работала на Сталинградском танковом заводе (сейчас Волгоградский тракторный). Рассказы эти звучали примерно в таком духе: работало очень много женщин, молодых девушек - мужчин осталось мало, работали на совесть в очень тяжелых условиях. Качество (при это махала рукой) было никакое: квалификация была самая начальная, работа физически тяжелая, технология не всегда понятная.
Вероятно факт привлечения большого числа неквалифицированной рабочей силы, сложности с организацией ее работы, тоже существенно сказывались на качестве.

Collapser77 21.09.2011 12:12

К началу войны танк Т-34 был ещё совсем "сырой", конструкция не доработана. Кроме того, на большинстве танковых заводов не было в то время оборудования для его массового производства.

Вот интересная книга про состояние автобронетанковых войск РККА накануне Великой Отечественной Войны: "Порядок в танковых войсках? Куда пропали танки Сталина" А. Уланов, Д. Шеин (скачать книгу)
http://s39.radikal.ru/i086/1107/99/f3868c1f0ee3.jpg

Предисловие историка Алексея Исаева:
Цитата:

"Один из парадоксов истории заключается в том, что мы оцениваем события далёкого и не очень прошлого по меркам сегодняшнего дня. Так к далёкому 1941 г. подходят с мерками СССР времён его расцвета. Книга Д.Шеина и А. Уланова позволяет нам увидеть настоящий сорок первый и танковые войска Красной армии такими, какими они 70 лет назад встретили агрессора на границе. Эта книга стала плодом многолетних исследований независимых экспертов. Она позволит по-новому взглянуть на привычные и казавшиеся незыблемыми факты и пересмотреть устоявшиеся оценки известных событий (Алексей Исаев)."
Были трудности в том числе и с производством, и с ремонтом танков, с недостатком запчастей... И тем не менее:
Цитата:

Сообщение от Sirin (Сообщение 69614)
<...>
Я рассматриваю эту статью как свидетельство тяжелейших трудностей, сквозь которые наши деды и бабушки пришли к Победе.
<...>

Именно эти танки прошли в 1945 г. по Берлину. А высокотехнологичные T-III, T-IV, и даже "чудо-оружие" T-VI "Тигры" - по Москве не прошли...

ЛРС 21.09.2011 19:03

Цитата:

Сообщение от Collapser77 (Сообщение 69616)
Куда пропали танки Сталина

противник уничтожил .... воевали они эффективнее ...

Январь 21.09.2011 22:02

Цитата:

К началу войны танк Т-34 был ещё совсем "сырой", конструкция не доработана.
К началу войны в войсках был только 1 танк Т-34 рабочий и прошедший госы.

Цитата:

противник уничтожил .... воевали они эффективнее ...
Если бы они воевали эффективнее, Т-34-Х никогда не стал бы массовым, разве что в случае умышленной диверсии...

Ну а воевали... Следует не забывать что танковые батальоны КА доукомплектовывались или же укомплектовывались полностью в том числе и трофейными танками противника (как собственно и германские батальоны и финские - зачастую воевали на наших танках)...

Так вот - если оружие "само не убивает", то оно и не побеждает - "само"... Воюют и побеждают люди - за станками, рычагами, орудиями, ударяясь головой обо что попало, напрягая недоработанную и бракованную технику - побеждают люди...

Ну и между делом напомню - Т-34 ВСЕМИ участниками признан лучшим танком второй мировой войны...

Там, где воевали PzKpfw III и PzKpfw IV - вполне себе нормально воевали БТ-5, БТ-7, КВ-1, Т-26...

Там где воевали PzKpfw IV-E, PzKpfw-IV-H, Ферденанды и пр. - вполне себе справлялись Т-34-76, Т-34-85, ИСУ-152.

Ну а там где ваевали PzKpfw V и PzKpfw VI - там уже ИС-2, ИС-3 (входили в Берлин).

И напомню - первые 3 трофейных PzKpfw VI (да да - Тигры) войска КА захватили еще в 1941-ом, где-то под Ленинградом...

Так что... ... ... Мы еще не знаем - обо что там бились головой гансы (фрицы) в своих PzKpfw, янки в своих Стюартах и Чаффи, томми в своих Черчиллях и жаны в своих S35 и Char D-2...

... ... ...

Так... Холивар...

АХ КАК ЖЕ ВАМ ТАКИ ХОЧЕТСЯ ОБОСРАТЬ ВСЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЕ :) !!!

...

А вот как мне кажется (может и мерещится) действительно ошибкой было производство легких танков, например Т-60... Да - производить легче и дешевле... И да - спектр решаемых задач зарезан по самый по штык-нож... К тому же - в ремонте они неприхотливы, что позволило в том числе и врагу довольно легко ввести их в эксплуатацию в своих войсках - финны очень активно например их использовали, целые батальоны укомплектовывались исключительно трофейными Т-60...

...

Просто так - http://waralbum.ru/category/weapons/..._trophy_tanks/

РОСтОК 21.09.2011 22:45

Цитата:

Сообщение от Январь (Сообщение 69636)
...

А вот как мне кажется (может и мерещится) действительно ошибкой было производство легких танков, например Т-60... Да - производить легче и дешевле... И да - спектр решаемых задач зарезан по самый по штык-нож... К тому же - в ремонте они неприхотливы, что позволило в том числе и врагу довольно легко ввести их в эксплуатацию в своих войсках - финны очень активно например их использовали, целые батальоны укомплектовывались исключительно трофейными Т-60...

...

А я с изложенным в педивикии согласен:
Скрытый текст:
...
Значительная часть потерь танковых войск РККА летом 1941 года носила небоевой характер. Изношенные старые танки Т-26 и БТ вместе с недоведёнными Т-34 и КВ во время сверхфорсированных маршей ломались и бросались на захваченной врагом территории, в результате глубоких прорывов вермахта некоторые танки были захвачены даже на железнодорожных платформах — их не успели выгрузить для вступления в бой или эвакуировать в тыл для ремонта. Качество поступающих с заводов конструктивно неотработанных новых Т-34 и КВ-1 резко упало вследствие призыва большого количества опытных рабочих и замены их на женщин и подростков вместе с требованиями максимального увеличения их выпуска. В результате даже весной 1942 года рапорты из войск свидетельствовали о недопустимо большом проценте вышедших из строя по техническим причинам и оставленных на территории противника танков типов Т-34 и КВ-1. Положение усугублялось эвакуацией на восток основных танковых заводов страны — Харьковского № 183 и Ленинградского им С. М. Кирова, что привело к резкой нехватке танков уже осенью 1941 года.
Поэтому проведённая в предвоенные годы большая работа коллективом завода № 37 под руководством Н. А. Астрова по совершенствованию малых и лёгких танков способствовала созданию в максимально короткий срок надёжной, дешёвой, технологичной и в целом боеспособной машины, которой и стал Т-60. «Шестидесятки» могли выпускаться на заводах, которые не могли производить более сложные Т-34. Максимальное использование уже отлаженных в производстве автомобильных узлов и агрегатов повышало надёжность и ремонтопригодность танков в условиях крайней нехватки опытных механиков-водителей и квалифицированных специалистов по ремонту танковых двигателей в полевых условиях. Как результат, потери танков Т-60 в большей степени были уже боевыми. Именно это и послужило причиной высокой оценки танка И. В. Сталиным[18]. Около 6000 выпущенных Т-60 позволили Красной армии продержаться до того момента, когда эвакуированные заводы наладили массовый выпуск более мощных боевых машин.
По сравнению с зарубежными образцами, лёгкий танк Т-60 был вполне на уровне практически равноценного ему по вооружению и бронированию немецкого «одногодка» PzKpfw II Ausf F. Хотя последний имел более мощный двигатель и одним членом экипажа больше, что давало PzKpfw II Ausf F ряд преимуществ, он же был в полтора раза тяжелее Т-60 (что делало их несравнимыми в плане проходимости) и не имел рационального угла наклона лобовых листов. Примечательно, что немецкие проекты оснастить весьма близкий по массе к Т-60 лёгкий танк PzKpfw I Ausf B 20-мм пушкой оказались неудачными, и советская машина в рамках категории по массе в 5—7 тонн выглядит весьма достойно среди немецких, итальянских и японских соперников. Бронирование Т-60 вполне адекватно для защиты от крупнокалиберных пулемётов, а лобовая броня благодаря рациональному углу наклона с определённой вероятностью способна выдержать и попадания 20-мм снарядов (и даже низкоскоростных 37-мм от японских танковых пушек). 20-мм пушка ТНШ, в свою очередь, была способна справиться с любой лёгкой бронетехникой противника. Кроме того, Т-60 гораздо меньше страдал от проблем с эргономикой, характерных для советских танков того периода. Подводя итог, можно сказать, что в своём классе Т-60 был среди лучших образцов, но на европейском театре боевых действий к 1942 году время таких машин безвозвратно ушло, и только исключительные и трагичные для СССР обстоятельства вызвали его появление к жизни. Вполне естественно, что неравная борьба Т-60 против превосходящих по классу боевых машин противника и, как следствие, тяжёлые их потери сказались соответствующим образом на репутации танка. Однако в более поздней литературе[3][5] детище Н. А. Астрова получило вполне адекватную оценку.
...
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D2-60

Январь 22.09.2011 08:10

Цитата:

Как результат, потери танков Т-60 в большей степени были уже боевыми. Именно это и послужило причиной высокой оценки танка И. В. Сталиным[18]. Около 6000 выпущенных Т-60 позволили Красной армии продержаться до того момента, когда эвакуированные заводы наладили массовый выпуск более мощных боевых машин.
То есть 6000 танков Т-60 помогли продержаться 50 дней!

Эвакуация Харьковских заводов и предприятий началась ~4 октября 1941 года, а закончена была уже 16 октября 1941, ну + 1-2 месяца на разворачивание производства.

Так сказать - успели за 8 дней до начала оккупации города (24 октября 1941 г.).

И вот что:

Цитата:

Около 6000 выпущенных Т-60 позволили Красной армии продержаться до того момента, когда эвакуированные заводы наладили массовый выпуск более мощных боевых машин.
В самых своих заветных оценках немцы говорят - у СССР на 22 июня 1941 года было 12000+... Я так понимаю половину из них составляли Т-60, либо же они были выпущены где-то в период с конца июня по ноябрь 1941 года (когда эвакуированные заводы наладили массовый выпуск более мощных боевых машин), то есть по 28 единиц в день - так? :)

Правильно - вы не упомянули годы выпуска Т-60 - так вот в 1941 году было выпущено всего 1300 штук и если они и помогли на первых порах в сдерживании противника, то не все 6000 (как мне например показалось), а не более 1300 единиц, ну а к ноябрю заработали уже эвакуированные заводы и как мы знаем в битве под Москвой уже активное участие принимали Т-34 и БТ-1...

Так вот я и писал - зачем было надо массово производить Т-60? Давайте расширим вопрос (допустим что в 1941 они действительно были нужны, хотя я не понимаю зачем) - зачем было надо производить Т-60 в количестве 4400 штук в 1942 году, если судя по производству его в 1943 году (всего 50 штук) необходимости в нем в общем-то и не было???

Какие такие принципиальные задачи он решал в 1942 году? Сдерживал своей 20-мм пушкой - что, если эта пушка даже броню германской четверки не пробивает, да и тройки с трудом?

Sirin 22.09.2011 09:30

Цитата:

Сообщение от Sirin (Сообщение 69614)
Не удивлюсь, если завтра нам покажут, как в Т-90 механик-водитель ударился головой об рычаги и умер. И "гарант" скажет: "Раз не умеем производить своё, нужно закуать за границей! Жизнь человека нам дороже всего!".

оО
Скрытое видео:

...танковый парк превысил разумные пределы?...
Из 20 тысяч оставили 2 тысячи. Это чей разум так посчитал?

Январь 22.09.2011 09:39

Цитата:

Из 20 тысяч оставили 2 тысячи. Это чей разум так посчитал?
А какой смысл в 20 000 танков, из которых большинство - это Т-55 и Т-62??? Их даже не покупает уже никто... Тем более в новой военной доктрине же написано - основной факто сдерживания - ядерное оружие... А 20 000 - это только лишь дополнительные расходы...

Хотя конечно да - дурь, она и в МО РФ дурь... Могли бы хотя бы штук 10 000 оставить, как предполагалось в первом варианте плана утилизации...

ЛРС 22.09.2011 18:13

Цитата:

Сообщение от Январь (Сообщение 69636)
АХ КАК ЖЕ ВАМ ТАКИ ХОЧЕТСЯ ОБОСРАТЬ ВСЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЕ :) !!!

ага ... все котлы 41 - 42 года образовались сами по себе ... немцы тут не причем ...
Цитата:

Сообщение от Январь (Сообщение 69636)
Если бы они воевали эффективнее, Т-34-Х никогда не стал бы массовым, разве что в случае умышленной диверсии...

немцы и на Балатоне в 45 году воевали эффективно ... при массовом Т-34 ... одно с другим не связанно ...

Sirin 22.09.2011 19:30

Цитата:

Сообщение от Январь (Сообщение 69636)
К началу войны в войсках был только 1 танк Т-34 рабочий и прошедший госы.

:scratch:
Холивар?

Цитата:

Так, за время войны трудоёмкость изготовления одного танка сократилась в 2,4 раза (в том числе бронекорпуса — в 5 раз, дизеля — в 2,5 раза)[11], а стоимость — почти вдвое (с 270 000 руб. в 1941 г. до 142 000 руб. в 1945 г.)
К 22 июня 1941 года в войска было отправлено 1066 танков Т-34[4].

Январь 22.09.2011 21:01

Цитата:

Сообщение от Sirin (Сообщение 69713)
:scratch:
Холивар?

Ну да, я не правильно выразился... Не просто в войска, а на западные фронты...
Но если я ошибаюсь, то это не я ошибаюсь, а историки с http://russia.ru , массовую отправку Т-34 на восточные фронты они связывают с заговором генералов.

Цитата:

Так, за время войны трудоёмкость изготовления одного танка сократилась в 2,4 раза (в том числе бронекорпуса — в 5 раз, дизеля — в 2,5 раза)[11], а стоимость — почти вдвое (с 270 000 руб. в 1941 г. до 142 000 руб. в 1945 г.)
... и по какой причине его бронирование скорее можно назвать еле еле противопульным...

ЛРС 22.09.2011 21:18

Цитата:

Сообщение от Январь (Сообщение 69718)
Ну да, я не правильно выразился... Не просто в войска, а на западные фронты...
Но если я ошибаюсь, то это не я ошибаюсь, а историки с http://russia.ru , массовую отправку Т-34 на восточные фронты они связывают с заговором генералов.

http://mechcorps.rkka.ru/files/mechcorps/index.htm довольно подробно все изложенно ...

Январь 22.09.2011 21:28

Цитата:

Сообщение от ЛРС (Сообщение 69721)
http://mechcorps.rkka.ru/files/mechcorps/index.htm довольно подробно все изложенно ...

41-ого года нет...

Но есть 40-ой...

Потредность / Поступления

КВ - 1890/0
Т-35 - 0/51
Т-28 - 0/414
Т-34 - 4086/0
БТ - 2064/3370
БА - 2192/604
Т-26 - 0/917
XT - 972/269

ЛРС 22.09.2011 22:11

Цитата:

Сообщение от Январь (Сообщение 69722)
41-ого года нет...

смотри внимательно .... практически по каждому МК есть данные на июнь 41 ... только в 6 МК Т-34 и КВ-1 было 352 машины ...

Январь 22.09.2011 22:28

Цитата:

Сообщение от ЛРС (Сообщение 69724)
смотри внимательно .... практически по каждому МК есть данные на июнь 41 ... только в 6 МК Т-34 и КВ-1 было 352 машины ...

Чето я не понимаю где ты смотришь... В разделе "история" данные только по 39-40 годам.

В разделе (например) "6 механизированный корпус" данные следующие:

4-мех.дивизия: по штату 210, в наличии 70.
28-мех.дивизия: по штату 210, в наличии 0.
ИТОГО: по штату 420, в наличии 70.

Как-то не радужно...

Район дислокации - Польша, Белосток...

ЛРС 23.09.2011 08:26

Цитата:

Сообщение от Январь (Сообщение 69725)
Чето я не понимаю где ты смотришь...

по 6 МК вторая таблица ниже таблицы "Наличие боевых и вспомогательных машин в соединениях корпуса на 15.04.41 г." ... и так по всем МК ...

Январь 23.09.2011 09:05

Цитата:

Сообщение от ЛРС (Сообщение 69745)
по 6 МК вторая таблица ниже таблицы "Наличие боевых и вспомогательных машин в соединениях корпуса на 15.04.41 г." ... и так по всем МК ...

А, понял... Пойду писать историкам на http://russia.ru что они все врут...

Sirin 23.09.2011 10:25

Цитата:

Сообщение от Январь (Сообщение 69747)
А, понял... Пойду писать историкам на http://russia.ru что они все врут...

:D ага, заодно напиши ДАМу, что Каддафи не бомбил мирное население, а Сванидзе - что Сталин не ел маленьких детей.
Вот новость то для них будет!

Январь 23.09.2011 10:43

Цитата:

Сообщение от Sirin (Сообщение 69755)
:D ага, заодно напиши ДАМу, что Каддафи не бомбил мирное население, а Сванидзе - что Сталин не ел маленьких детей.
Вот новость то для них будет!

А чо, Сталин детей таки не ел оО ???

comrade 23.09.2011 11:15

Цитата:

Сообщение от Январь (Сообщение 69761)
А чо, Сталин детей таки не ел оО ???

Только православных не ел.

Январь 23.09.2011 12:06

Цитата:

Сообщение от comrade (Сообщение 69764)
Только православных не ел.

Я и не понял даже, это - шутка на шутку, или серьезно на шутку?!...

Sirin 25.09.2011 12:59

Дабы не плодить сущностей темы )

Интересная статья о РВСН
Цитата:

Как плохо быть ракетой! Наш корреспондент побывал в шахте РС-18 «Стилет»


http://static2.aif.ru/public/article...29b39ff2.0.jpg Учебная тревога на центральной позиции полка. Фото: Автора
Автор: Сергей Осипов
Опубликовано 21 сентября 11 (0:05)


Поле. Русское поле в Калужской области. Хлеба налево, хлеба направо, посередине люк и открытая крышка шахтной пусковой установки баллистической ракеты. «У кастрюли крышка, - обижаются военные, - а в РВСН это называется защитным устройством шахтной пусковой установки. Тут у нас ракета... была»
Нет, попасть в боевую зону, где врыта в землю шахтная пусковая установка, не так просто. Сперва надо преодолеть систему охраны из трёх рубежей - панцирная сетка и два ряда колючей проволоки. Один - под током. Но безопаснее - через три пары ворот, сваренных из стальных труб в ногу толщиной.
- Диверсанты не беспокоят? - спрашиваю командира дежурной смены охраны и обороны.
- Диверсанты - нет, а вот грибники - да. Осенью каждый день штук по шесть снимаем с «колючки»... жареных.
Это ракетчики так шутят - дачников, уверенных, что на стартовой позиции грибы можно косой косить, положено сдавать в полицию. Хотя, посмотрев на систему безопасности ракетной позиции изнутри, взвешивать долю шутки в этой шутке почему-то не хочется.
http://static2.aif.ru/pictures/201109/15%283%29.jpg Защитное устройство над шахтой
«Стилет» - 30 лет

Разговор происходил на «тройке» - третьей стартовой позиции 168-го полка 28-й Гвардейской краснознамённой ракетной дивизии под старинным русским городом Козельском. Часть была создана в 1961 г. и тогда имела на вооружении ракеты Р-9. Тридцать лет назад дивизия перешла на РС-18 - межконтинентальные баллистические ракеты третьего поколения, которые поныне стоят тут в пусковых шахтах. Их дальность - 10 тыс. километров, вооружение - 6 разделяющихся головных частей, каждая мощностью от 0,55 до 0,75 мегатонны.
РС-18 (SS-19 Stiletto по классификации НАТО) создали в 70-х годах ХХ в. в ЦКБ машиностроения под руководством легендарного Владимира Челомея, а производили на заводе им. Хруничева в Москве. По странному стечению международных обстоятельств она не попала ни под один из договоров о сокращении наступательных вооружений. В отличие от более современных «Тополей» и «Ярсов», работающих на твёрдом топливе, РС-18 ракета жидкостная и содержит внутри 30 тонн гептила, который вшестеро ядовитее синильной кислоты. В более ранние советские ракеты гептил заливали непосредственно перед пуском. В этой он «ампулизирован» - как закачали на заводе-изготовителе, так и находится он внутри «Стилета», который, в свою очередь, хранится, перевозится и стоит на боевом дежурстве в транспортно-пусковом контейнере.
Полк занимает территорию круга с диаметром в 15 километров. Где-то в этом круге 10 ракетных позиций. Девять «заряженных», одна пустая.
http://static2.aif.ru/pictures/201109/16%282%29.jpg Сама шахта; серая штуковина (1) - устройство для смягчения ядерного удара, зелёная (2) - кабина лифта, до которой ещё надо долезть.
Лифт в сторону ада

- А ракета всё-таки куда делась, улетела? - спрашиваю Вадима Коваля, пресс-секретаря РВСН.
- Нет, отсюда их ни разу не запускали. А ракету из этой шахты сняли и отправили на дефектацию. Так называются исследования, которые должны ответить на вопрос, можно ли продлевать срок службы комплексов РС-18. Эта ракета сюда уже не вернётся - её утилизируют на заводе или методом пуска. Скорее всего, в эту шахту будет поставлена на боевое дежурство новая ракета 5-го поколения, на которые в ближайшей перспективе планируется перевооружить дивизию. В шахту полезете?
- Полезу. Единственный способ попасть туда - втиснуться в тесный, как гроб, грузо-пассажирский подъёмник. Габариты определяются предназначением - он должен вписаться между стенкой шахты и транспортно-пусковым контейнером ракеты для «визуального осмотра» последнего.
В 30-метровой шахте сыро, холодно, стоит застарелый дух солидольной смазки. На самом дне - зелёный конусообразный рассекатель реактивной струи, без которого ракета взорвалась бы прямо в момент запуска.
Плохо, наверное, быть баллистической ракетой. Стоишь 30 лет в такой шахте, мечтая перед «дембелем» с ветерком слетать в Штаты или хотя бы в Западную Европу. А в результате вместо заграницы приходится под конец жизни тащиться по раздолбанным российским дорогам на завод для «дефектации с последующей утилизацией».
Тем не менее Россию по-прежнему считают великой державой не из-за нефтяных качалок, газовых месторождений и Олимпиады в Сочи, а в значительной степени благодаря тому, что где-то в полях под Калугой или Саратовом стоят в своих шахтных пусковых установках баллистические ракеты. Например, вот эти «Стилеты», срок годности которых продлевался уже трижды.

ЛРС 25.09.2011 16:00

Цитата:

Сообщение от Sirin (Сообщение 69884)
Интересная статья о РВСН

а как это связанно с Т-34 :)

Sirin 25.09.2011 17:14

Цитата:

Сообщение от ЛРС (Сообщение 69902)
а как это связанно с Т-34 :)

Поправил.
Тему.

ЛРС 25.09.2011 17:24

Цитата:

Сообщение от Sirin (Сообщение 69905)
Поправил.
Тему.

толково ... :)

inin 25.09.2011 18:31

А вот как уничтожали МБР и ШПУ

http://www.armscontrol.ru/start/rus/docs/pr-1.htm

Sotsium 25.09.2011 19:35

В РФ больше нет ВВС...
 
ПИАР КАК САМОЦЕЛЬ
ВИКТОР СОКЕРИН

Цитата:

5 - я мрад, о которой я часто упоминаю, "в годы расцвета застоя", на ДАУ (дивизионные авиационные учения), проводимые, как правило, в начале апреля каждого года, одновременно поднимала в воздух 100 самолётов, выполняя 300 самолёто - вылетов на радиус действия самолётов за 36 часов (один раз, в виде эксперимента, мы выполнили четыре вылета за 48 часов, т.е. 400 с/в.).
На учениях ВВС СФ, в которых было более 500 экипажей, в воздух поднималось более 400 ЛА.
Скрытый текст:
В старые времена "советский народ" мирно спал, даже не ведая о том, что при посадке на учениях полков ВВС СФ, нам даже просторы нашей страны были "маловаты" - не хватало воздушного пространства Кольского полуострова, чтобы безопасно развести и посадить всех, находящихся в воздухе!

Межфлотские маневры составом полков, днём и ночью, в том числе и с дозаправкой в воздухе – были обычным, рутинным, явлением. Северяне на ТОФ, через Тикси (северным маршрутом) или через юг Сибири летали туда, как и с Дальнего Востока на Кольский полуостров приходили полки морской авиации ТОФ.
Аналогично выполняли межфлотские маневры и полки МА БФ и ЧФ.

Неделю трындят все СМИ, что аж 2 Су - 24 и 2 Су - 34 ВПЕРВЫЕ долетели до Дальнего Востока, ещё и обзывая их «истребителями», вроде как со слов начальника Ген. Штаба (может и тот не соображает, что «новейшие» Су - 24 почти 40 лет являются бомбардировщиками ?), хотя нынешние «стратегические» учения, по количеству учавствующих в них экипажей, разве что где - то посредине между ЛТУ одного полка или ДАУ (дивизионных авиац. учений), а к «стратегическим» учениям ранее привлекали тысячи самолётов и вертолётов.
А больше не привлекли к участию в этих учениях потому, что и эти («около семидесяти» самолётов) собрали туда «со всего света»…..

Составом в 100 самолётов дивизии мы "вели речь" ТОЛЬКО ! ! ! о выводе авианосца из строя, но не потоплении его, да и то, с "весьма скромной" вероятностью, ибо без попадания в него менее 9 - 11 сверхзвуковых ракет с боевой частью под тонну взрывчатого вещества в каждой (!) это - несбыточная мечта…
Менее, чем дивизией (тремя полками), на удар по авианосцу и смысла вылетать не было, да и от тех трёх полков (по расчётам) почти ничего не оставалось в итоге…

Раньше смотрел только новости, теперь и их … нет желания..

Уже "подташнивает" от того, что:
"Сегодня самолёт Ту - 95 пролетел "в непосредственной близости" от авианосца США,
а пара Ту - 160 аж завернула "за угол"!!!.

Радиус действия Су - 24 таков, что он к авианосцу и в одну сторону ( только - к нему) не долетит, но когда тот авианосец «забрёл» к нашим берегам и великодушно разрешил облететь себя парой Су - 24, то визгу в СМИ не было предела, типО – «Как МЫ – его…..»; недавно прочитал, как командир зенитно - ракетного полка «нового облика» приписывал себе в интервью заслуги в прикрытии того вылета пары Су - 24, которая над авианосцем пролетела.

Громогласные заявления о том, что ВПЕРВЫЕ типО в Америку полетели
наверняка вызывает, мягко говоря, некоторое раздражение ветеранов 392 одрапа ВВС СФ, да и 35 - й плад, которые на Кубу и в Анголу ДОРОГУ протоптали, да и с метровыми колеями на ней, ещё в 70 - е годы прошлого века на Ту - 95рц и Ту - 142, выполнив туда сотни вылетов безо всякой помпы, без оркестров и пионеров с цветами, без лобызаний с вождями, без орденов за это и пр….

Только "баба Дуня и дядя Вася" в Урюпинске искренне верят, что с приближением к авианосцу "грозного" Ту - 95, (который сам, по возрасту, старше всех, в нём сидящих), на авианосце заканчивается вода, т.к. весь его экипаж (5 - 6 тыс. человек !), "наложив в штаны", бысто начинает их стирать, а уж от пары Ту -160, "нагрянувшей" "из - за угла", так прямо вся Америка стремглав бросается в бомбоубежища, где и сидит, молясь:
"Господи, пронеси!".

Придурковатые эпитеты, налево и направо развешиваемые нашей журналажей, типО - крейсер П. Великий - «убийца авианосца» в отношении, корабля, у которого дальность стрельбы главным ракетным комплексом в сотни километров, а у авианосца и кораблей его охранения возможность «работы» по нему – в ТЫСЯЧИ, то как в том анекдоте:
«Может он и могЁт, да кто ж его подпустит…. », потому как, образно говоря,
ЛЮБОЙ наш кораблик уподобляется бойцу, ползущему по абсолютно гладкой поверхности (каковой море и является) к танку со связкой гранат.

Наше телевидение "убедило" народ, что на боевой службе (сам едва не сгорев там), тавкр "Кузнецов" расплескал всё Средиземное море, в результате чего на берег, вместе с рыбой, были выброшены все подводные лодки "супостата", а надводные корабли сами, ещё раньше "выбросились на мель", едва узнав о проходе "Кузнецовым" Гибралтара.
Ну уж, а "благодарные среиземноморские туземцы", так те, вообще, раскрасив свои тела нашим "триколором", целыми городами стояли на берегу, встречая корабли "русской эскадры" пением "Подмосковных вечеров" и всё норовили "выведать": не вышла ли Ксюша Собчак замуж, и как бы узнать номер её мобильника, дабы записаться в её бордель на экране...
_______________________________________________

Если моряки с авианосца услышат, что наши корытца именуются
их «убийцами», то точно будут штаны стирать, потому как со смеху непременно описаются….

Тысячи человек экипажа каждого американского авианосца на нём «в носу не ковыряются», при авиакрыле до 90 самолётов на нём, даже без помощи «АВАКС»ов, только используя для обнаружения угрозы свои E - 2C «Хоккай», к себе и близко никого не подпустят, без вариантов сбивая любого, пытающегося к нему приблизиться уже на удалении около 2.000 километров от него…
_______________________________________________

Наш Ту-95 снова «потопил» авианосец США

http://kp.ru/daily/24060/303570/

"Наш самолет подошел к кораблям на 3 морские мили и летел на высоте чуть больше 600 метров. Что можно расценить как учебную «ликвидацию» авианосца. "

Да, мы эти авианосцы, как мух поганых, как мыльные пузыри,
одним выстрелом из пистоля Макарова ... в пыль ... в брызги...

Когда останется последний самолёт,
Перекрестясь, смахнув слезу украдкой,
И этот он у нас " рИкорд" побъёт -
Пущай летает ... вовсе ... без посадки...

http://news.mail.ru/politics/4188184/

Грустно от "парадов",
Стыдно за "рекорды",
И давно бы надо
Бить за это морды...

Реформы уничтожили армию почти полностью

http://www.swalker.ru/statii....yu.html

Россия обязана спасти свой флот

Герой Советского Союза, адмирал флота Владимир Чернавин отвечает на вопросы нашего корреспондента накануне Дня ВМФ

http://svpressa.ru/t/28143

"«СП»:- Руководители страны успокаивают нас тем, что флот хотя и резко сокращен, но будет улучшаться качественно.

- Хорошо бы, но для выполнения флотом задач важна не только качественная, но и количественная составляющая. Когда я был командующим Северным флотом, у меня было около тысячи кораблей разного ранга. Сегодня там осталось порядка пятидесяти. Но ведь флот нынче воюет не так, как наши предки воевали: вышли отрядом в 10 вымпелов, встретились примерно с равнозначным противником, и — кто кого. Сейчас нужно комплектовать ударные группировки для решения конкретных задач. Если речь идет об уничтожения авианосной группировки противника, то нужны ударные силы. В первую очередь - подводные лодки с крылатыми ракетами до 500 километров радиуса действия. Но они сами себя не способны обеспечивать полностью цеелеуказаниями, значит, нужно выдвинуть авиацию, другие подводные лодки и корабли, нужно соответствующие спутники иметь на орбите. Из военно-морской науки и практики состав отряда по уничтоженияю авианосной группировки известен — это несколько десятков разноплановых кораблей. А если их всего на флоте пятьдесят? Можно ли решить такую задачу? А кроме авианосцев необходимо еще уничтожать подводные лодки с баллистическими ракетами, которые нам угрожают. Надо уничтожать противолодочные корабли, которые развернуты против наших подводных лодок с баллистическими ракетами, предназначенными для ответного неприемлемого удара по противнику. Задач много, кораблей мало. "
__________________________________

Российский адмирал заявил о гибели Военно-морского флота

http://topwar.ru/32-ross....ta.html

Положение ВМФ России является критическим. Об этом на круглом столе в Москве заявил Валентин Селиванов, адмирал, в 90-е годы – начальник Главного штаба ВМФ.

«В Военно-Морском Флоте списано до 80-85 процентов надводных кораблей, подводных лодок, боевых самолетов. Построить собираются только один надводный корабль и одну дизельную подводную лодку. На флотах осталось по 30-35 кораблей, катеров и подводных лодок. Большинство из них – катера. Подумайте только: 251 атомную подводную лодку построил Советский Союз. В год сдавали флоту по 10-11 субмарин. Сейчас же на Северном и Тихоокеанском флотах – единицы атомных подводных лодок, а дизельных на Северном флоте в постоянной готовности только две, на Балтике и Черноморском флоте – по одной», – сказал он.

«Ударной авиации в ВМФ нет вообще, а ведь было четыре морские авианосные авиадивизии. Всего на флоте в готовности 129 летательных аппаратов. Это в основном военно-транспортная авиация для обслуживания командного состава и несколько десятков противолодочных вертолетов. Нынешние силы не позволяют спланировать и провести хотя бы одну из тех пяти операций, которую должен проводить каждый флот: ни операцию по разгрому врага, ни поиск и уничтожение, ни нарушение коммуникаций противника, ни защиту своих, ни высадку оперативного состава. Вот такое изменение качества произошло», – подчеркнул адмирал.
По его словам, страны НАТО успели обогнать российский флот в техническом оснащении.

«У них – чудо! Вы не представляете! Это атомный авианосец на электродвижении. У нас же атомные на паросиловом. Мы все знаем, что такое паровые катапульты для взлёта с палубы. А у них эти катапульты уже электромагнитные», – отметил Селиванов.

Главком ВМФ: У России не будет полноценного флота до 2050 года

http://www.vz.ru/news/2010/7/24/420457.html

__________________________________________________ ________

Аэродромная сеть гражданской авиации продолжает физически сокращаться, и по данным Федеральной службы воздушного транспорта, сейчас насчитывает 330 аэропортов – в 4 раза меньше, чем было в 1992 году.

http://www.aex.ru/docs/2/2010/9/29/1166/
__________________________________

Не сотвори себе героя

Какой лидер нужнее в демократическом государстве - харизматичный или технологичный?

http://www.izvestia.ru/history/article3147360/

Не сдавать позиций!

http://www.fontanka.ru/2009/10/27/140/

Ой, ребята, не дразнили бы вы океан

http://www.fontanka.ru/2010/09/02/043/

Страсти по пятому поколению

История ПАК ФА только начинается

http://nvo.ng.ru/armament/2010-12-10/8_gen5.html

Штатная численность Вооружённых Сил

29 Декабря 2010 года

http://www.redstar.ru/2010/12/29_12/1_09.html

Новая китайская ракета меняет расстановку сил в мире

http://www.vedomosti.ru/politic....VlOWIlA

"Дело в том, что авианосец не стоит статично, и наведение такой ракеты представляет большую проблему (в СССР ее планировалось оснащать ядерной боеголовкой, но даже это не давало гарантий поражения передвигающегося авианосца). Поэтому панические статьи на первых полосах англосаксонских газет отражают скорее не реальные военно-технические страхи перед КНР, сколько глубинные изменения отношения США и Великобритании к растущей китайской мощи, считает эксперт."

Читайте далее: http://www.vedomosti.ru/politic....VlvtavX

У Генштаба опять «концепция поменялась»

http://topwar.ru/2882-u-genshtaba-op...omenyalas.html

Только чудо спасет Россию. Откровения "невыездного" (Истинные реалии российской оборонки)

http://3rm.info/6461-ot....oj.html

Армия на прицеле «реформ»

http://topwar.ru/2607-armiya-na-pricele-reform.html

«В частности, никто не подумал, как отразится на боеспособности ВВС перевод авиаинженеров и авиатехников на гражданский персонал. Ведь полеты необходимо проводить и днем и ночью, без ограничения по времени, а
гражданский персонал живет по Трудовому кодексу, у него рабочий день с 9:00 до 18:00. А как ночью летать, как учения проводить? Гражданскому специалисту не отдашь приказ, что полеты с шести утра должны идти, его это не волнует, он потребует изменить свой трудовой договор, коллективный договор. И никакие приказы, если они противоречат трудовому законодательству, для него не указ. Представляете картину: идут полеты, а тут весь наземный персонал собирается и домой уходит, у него рабочий день закончился. И чихать они хотели на приказы командира, они не военнослужащие. Или министр-мебельщик всерьез уверен, что уволенным офицерам просто некуда будет деться, и они все равно приползут на коленях с просьбой взять их гражданскими специалистами, чтобы семьи прокормить?»


Источник

ЛРС 27.09.2011 09:52

Цитата:

Министерство обороны РФ в 2011 году не закупало автоматы Калашникова, которые производит «Ижмаш». Закупок не планируется и в 2012 и 2013 годах. В Минобороны газете сообщили, что автоматы, которые предлагает ведомству предприятие, «практически ничем не отличаются от тех, что есть на складах».
«По словам представителя военного ведомства, от “Ижмаша” ждут новый автомат, не менее надежный, чем АК-74, но бьющий более кучно и дальнобойно»
Подробнее: http://news.mail.ru/politics/6915571/?frommail=1

Январь 27.09.2011 12:22

Цитата:

Сообщение от ЛРС (Сообщение 70004)

А я согласен с МО РФ... Сколько хожу на Интерполитех - АК как был АК, так и есть... Да, какую-то новую оптику на него вешают... Да, материалы корпуса меняют... Да, под разные калибры затачивают... Но он как 50 лет назад был АК, так и есть...

Хороший? Ну да, хороший... И да - устаревший...

Это не развитие, это топтание на одном месте... Как скандал с СВД... Была СВД, выпустили СВДС - ну просто невероятное достижение за 20 лет...

ЛРС 27.09.2011 12:27

Цитата:

Сообщение от Январь (Сообщение 70021)
Хороший? Ну да, хороший... И да - устаревший...

а чем он устарел ???? ... давно сделан ??? ... так рельсы железной дороги еще 19 веке придумали ... и ничего пользуемся ... :)
касаемо точности и кучности ... во многом это зависит от патрона ... неважно их у нас делают ....

Январь 27.09.2011 13:22

Цитата:

Сообщение от ЛРС (Сообщение 70022)
а чем он устарел ???? ... давно сделан ??? ... так рельсы железной дороги еще 19 веке придумали ... и ничего пользуемся ... :)
касаемо точности и кучности ... во многом это зависит от патрона ... неважно их у нас делают ....

В АК до сих пор прицеливание осуществляется по 3 точкам, в то время как вроде бы еще М-16 прицеливали по 2, кучность, вес...

Ну вес скинули за счет пластика... ... Грамм на 300 наверное...

Развивать пора давно...

Но... Все что происходит - это новую оптику прицепить, новый ПГ, новый приклад, новый пластиковый цивье ну и т.д...

Вот я и считаю как в МО РФ - толку закупать то, у чего изменения фитюлишные, когда и так склады ими забиты???

Так то можно просто наплевательски взять, да и закупить Ан-94 Абакан или Сайгу-12К... Ну чисто просто так...

ЛРС 27.09.2011 17:54

Цитата:

Сообщение от Январь (Сообщение 70024)
Развивать пора давно...

в каком направлении ?????

Sirin 27.09.2011 20:14

Цитата:

Сообщение от Январь (Сообщение 70024)
В АК до сих пор прицеливание осуществляется по 3 точкам, в то время как вроде бы еще М-16 прицеливали по 2

оО это каким же таким образом?
Если речь об оптике (коллиматорах) - то что мешает установить её на АК, при необходимости?
Если речь не об оптике - поясни, пожалуйста, каким образом в открытом прицеле прицеливание возможно осуществить по 2 точкам?

ЛРС 27.09.2011 21:03

Вот как то так представляется военно-политическому руководству возможная война
Цитата:

Президент Медведев посетил войсковые учения «Центр-2011», на которых российская армия совместно с частями МВД, ФСКН, а также военными Казахстана, Киргизии и Таджикистана отрабатывала задачу освобождения «города», захваченного условными террористами и мятежниками. По легенде учений, террористы на 20 автомобилях ворвались в поселок Пашино и захватили здание местной администрации, взяли заложников и заминировали школу. На борьбу с террористами были направлены танковые подразделения, мотострелки, а также штурмовая и бомбардировочная авиация.

Подробнее: http://news.mail.ru/politics/6923305/?frommail=1

Sirin 27.09.2011 22:05

Аббалдеть, как у них на штабных картах всё красиво выглядит!

А в жизни - Сагру отстаивали пять мужиков с одним дробовиком.

Январь 27.09.2011 22:06

Цитата:

Сообщение от Sirin (Сообщение 70039)
оО это каким же таким образом?
Если речь об оптике (коллиматорах) - то что мешает установить её на АК, при необходимости?
Если речь не об оптике - поясни, пожалуйста, каким образом в открытом прицеле прицеливание возможно осуществить по 2 точкам?

Да блин, оптика ставится на что угодно... В АК чтобы поймать бойца ПНС в прицел нужно совместить 3 точки - собственно: бойца, мушку и прицельную планку. У западного оружия проще - совмещаешь прицельную линейку и цель... Все!.. Все просто...

Потом... Не, ну о том почему в войсках АК прицеливаются под срез вы конечно знаете, от дерготни оружия по вертикали... Ну согласитесь в наше время это просто шиза...

Да, АК надежнее любого западного борохла в плане безотказности... Но ей богу глупо фанатично его закупать только за это еще 100500 лет...

Цитата:

в каком направлении ?????
Масса последних образцов АК доросла до 5.5 кг - вот хотя бы в этом направлении... Только по этому МО новые модели покупать не будет, тупо на складах лежат АК-74 с массой 3.5 кг... Ну не только по этому, но и это тоже...

Вот хотя бы в этом направлении и развивать...

Потом я считаю что сейчас У ЛЮБОГО стрелкового оружия долен быть штатный прицел (оптический), а не только у спец.частей или спец.бойцов...

Патроны ты говорил... У нас подразделения снайперов возродили только в 1996 году, так что от наших вряд ли можно ждать больших высот, в то время как у конкурентов уже 100 каждый год проводятся соревнования снайперов - ГРАЖДАНСКИХ, а у нас только 1996 года и только на Кубани и только у пластунов - собственно они и возродили...

Так что - да конечно, и тут непаханое поле для работы...

...

Эффективная дальность АК = 200 метрам... Это мало для нашего времени, надо хотя бы 350-400 для штатного оружия пехоты... А не позволяет - отдача, способ прицеливания, кучность...

У М4 которая КАААААНЕШНА же гуамно эффективная дальность 500-600 м.

За то да, у АК убойная 1350, а у М4 всего 800 - но смысл в этом превосходстве, если на такое расстояние из АК прицелиться в принципе невозможно???

Да, можно в грязь макать и хоть бы хны...

Но этого мало...

Sirin 27.09.2011 22:13

Цитата:

Сообщение от Январь (Сообщение 70051)
У западного оружия проще - совмещаешь прицельную линейку и цель... Все!.. Все просто...

ы)) ну ты, пичальный мужик, бывший весёлый медвед, вообще вместо геометрии, видимо, в футбол гонял, раз для тебя "прицельная линейка" - это "точка". :crazy:

Январь 27.09.2011 22:15

Цитата:

Сообщение от Sirin (Сообщение 70053)
ы)) ну ты, пичальный мужик, бывший весёлый медвед, вообще вместо геометрии, видимо, в футбол гонял, раз для тебя "прицельная планка" - это точка. :crazy:

А ты точно понимаешь о чем я говорю???

АК:
1. Сводишь прицельную планку
2. С мушкой
3. Которую подводишь в ноги жертве...

М4
1. Наводишь линию
2. На жертву

... ... ...

9 лет в футбол играл...

... ... ...

Ради теста:

АК -
Выставляешь первый аказательный палец и смотришь как бы сквозь него - "дальше"... Потом:
1. Этот указательный палец
2. Сводишь с другим указательным пальцем (при этом одна рука согнута в локте, а другая вытянута)
3. И удерживая в таком расстоянии добавляшь в прямую (образованную 2 точками на плоскости) еще одну точку - дверной глазок (цель)...

М4 -
Берешь линейку и прикладываешь глаз к одному уголку
1. И сводишь противоположный уголок
2. И цель (дверной глазок)

...

Потом ЧЕСТНО пишешь что проще...

:)

Холивар!


Часовой пояс GMT +3, время: 15:51.

Осознание, 2008-2016